Мифы системы показателей предприятия KPI. Часть 3

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

Мифы и легенды системы ключевых показателей KPI. Часть 3

В статьях серии «Мифы и легенды системы показателей предприятия KPI» я уже писал о некоторых ошибках, которые допускают заказчики этого управленческого инструмента. Продолжим список.

1. Система показателей предприятия KPI для должностей

В одной из статей я уже писал о том, что управлять предприятием по показателям KPI невозможно без описаний бизнес-процессов. Если нет устойчивых, повторяющихся процедур, нельзя определить, за какие показатели могут и должны отвечать их участники.

Вместе с тем, некоторые заказчики системы KPI полагают, что показатели определяются для должностей предприятия, несмотря на то, существуют ли устойчивые процедуры для выполнения этими должностями своих обязанностей, или нет.

Приведу пример. По одному из проектов мы представили руководителю предприятия проект системы показателей KPI. Однако, заказчик остался недоволен проектом. Причина в том, что в списке ответственных за показатели он не увидел должностей, которые хотел ввести в штатное расписание в будущем.

Мы стали выяснять, чем же будет заниматься, например, логист, включённый в штатное расписание на перспективу (на момент разработки логистические функции выполняли сотрудники отдела закупки). Будет ли он организовывать, доставку покупателям или только доставку товара на склад? Будет ли растаможивать товар самостоятельно или пользоваться услугами брокера? Будет ли использовать собственный транспорт предприятия или транспортные компании? А может быть поставщики сами возьмут доставку на себя? И так далее, и тому подобное.

Ответов на эти вопросы у руководителей не было. То есть «логист», в данном случае, это пока не функция, а просто название должности, за которой смутно угадывается возможный функционал. О какой же тогда ответственности за показатели KPI предприятия может идти речь?

Итак, система показателей предприятия KPI разрабатывается не для должностей, а для бизнес-процессов. Ответственность за достижение планового значения показателя возлагается на владельца соответствующего бизнес-процесса.

2. Система показателей предприятия KPI для части бизнес-процессов

Система показателей KPI строится от общего к частному. Во главе иерархии показателей - наиболее общие цели предприятия. Следующий уровень получается путём их декомпозиции на более частные показатели, и так далее. Таким образом обеспечивается единство целей предприятия и целей участников бизнес-процессов, целостность предприятия. Поэтому попытки построить систему показателей KPI на отдельном участке предприятия не приносят ожидаемый эффект.

Действительно, не должен начальник склада придумывать, за какие показатели ему отвечать, как владельцу складских бизнес-процессов. Бороться ли ему за снижение стоимости комплектации заказов на отгрузку или за снижение количества ошибок отгрузки - это вопрос стратегии предприятия. Начальник склада должен получить список и плановые значения показателей, как задание, а дальше организовывать складские бизнес-процессы и определять показатели других участников бизнес-процессов для выполнения этого задания.

Лично мне попытка построения системы показателей KPI на отдельном участке предприятия напоминает строительство квартиры на третьем этаже многоэтажного дома, без строительства фундамента и крыши. Процесс такой организовать можно, а вот результат достичь - вряд ли.

Можно ознакомитьсяНа сайте компании "Питер-Консалт" можно ознакомиться с примерами разработанных нами систем показателей KPI, отзывами наших заказчиков,  Смотрите видео!записью нашего вебинара "Система показателей - основа управления предприятием", а также c процедурой заказа и построения этого инструмента. Узнайте как провести эти работы более экономно в разделе "Стоимость разработки системы показателей".
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.