Цели систем показателей BSC и KPI
Прежде всего отметим, что система показателей должна представлять из себя иерархию, во главе которой расположены показатели, соответствующие наиболее общим целям компании - рост масштаба бизнеса, повышение эффективности, обеспечение безопасности и другим.
Следующий уровень иерархии - стратегические показатели, их цель - управление стратегией. Методика, принятая для их разработки и внедрения, называется Система Сбалансированных Показателей (ССП) или, в оригинале, Balanced Scorecard (BSC).
В статье по указанной ссылке описано, как на основе Системы Сбалансированных Показателей BSC разработать стратегический уровень иерархии показателей с целью управления работой всех сотрудников предприятия.
Для системы показателей также применяют очень популярную аббревиатуру KPI (Key Performance Indicators). Любопытно, что обычно используемый русский перевод - "ключевые показатели эффективности", не верный, искажает смысл понятия KPI. Слово Performance переводится, как "деятельность", а не "эффективность". И действительно, в состав показателей KPI предприятия входят не только показатели эффективности, но и результативности, качества, производительности, активности и другие.
Затевая разработку системы показателей, управленцы компании могут преследовать разные цели. В одном случае система показателей внедряется с целью реализации стратегии компании, в другом - чтобы сформировать контрольную панель для высшего руководства, в третьем - с целью построения системы материального стимулирования, в четвёртом - для оптимизации бизнес-процессов. Однако, все эти цели подчинены одному стремлению - измерять результаты бизнес-процессов. Внедряя систему показателей, мы реализуем важнейший принцип управления - управлять можно только тем, что умеешь измерять. Если процесс, функциональный блок или бизнес в целом не имеет измеримых целей, значит система управления отсутствует.
Очень часто единственной целью системы показателей KPI считают организацию системы стимулирования. Это неверно, так как система показателей - это вариант способа управления, который только иногда, частично, подкрепляется материальным стимулированием.
Подробнее о целях системы показателей KPI смотрите в записи вебинара «Система показателей KPI - самый важный инструмент управления бизнесом», а также в разделе "Система показателей" библиотеки наших статей.