Особенности антикризисных стратегий предприятия
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ruПрежде всего, антикризисная стратегия будет зависеть от причины кризиса на предприятии. Давайте рассмотрим особенности антикризисных стратегий предприятий в зависимости от причины кризиса.
1. Внутренний кризис
Причины и признаки внутреннего кризиса рассмотрены в разделе «Преодолеваем кризис развития». Возможные элементы антикризисной стратегии предприятия - в разделе «Антикризисные советы». Чтобы расставить приоритеты и сформировать антикризисную стратегию конкретного предприятия, нужно провести диагностику и маркетинговое исследование.
Внутренний кризис, как правило, приводит к низкой рентабельности, а то и убыточности предприятия. Руководство логично включает в антикризисную стратегию требования по повышению активности продаж. Однако, этот пункт стратегии останется не реализованным, если не выстроено эффективное управление бизнес-процессами, в частности, бизнес-процессами продаж. Поэтому на кризисных предприятиях часто приходится наблюдать такую картину: все дружно ругают «пассивный» отдел продаж, но дела от этого не улучшаются.
Нежелание руководства предприятия вкладывать деньги в совершенствование системы управления - это типичная ошибка антикризисной стратегии. Объясняют, мол, сейчас кризис, на зарплату не хватает, какое уж там описание бизнес-процессов. Подробно об этой ошибке написано в разделе «Финансирование организационного развития».
2. Отраслевой кризис
Отраслевой кризис - это всегда потери для одних и приобретения для других. Например, резкое падение курса рубля создаёт головную боль импортёрам, но даёт новые возможности для сбыта местным производителям. Антикризисная стратегия предприятия в ситуации отраслевого кризиса должна включать меры по диверсификации, а для этого нужно знать рынок и, опять-таки, иметь эффективную систему управления, позволяющую быстро «развернуть корабль». Выигрывает тот, кто ещё до наступления кризиса задумывался о диверсификации и эффективном управлении.
3. Макроэкономический кризис
В принципе, в этой ситуации антикризисная стратегия должна включать все те же пункты, что и в случае внутреннего кризиса. Но есть одно существенное отличие: общий объём рынка объективно падает и предприятиям приходится ради выживания задумываться о сокращении масштаба бизнеса.
В статье по приведённой выше ссылке даны рекомендации по проведению такого сокращения. Незаменимый инструмент для построения антикризисной стратегии с учётом сокращения - это финансово-экономическая модель предприятия. Главный принцип - сокращаем наименее эффективные сегменты бизнеса, а не менеджеров по маркетингу и персоналу, как это обычно делается.
Есть мнение, что в условиях кризиса стратегия вообще бесполезна, так как предсказуемость ситуации на рынке резко снижается. Не могу с этим согласиться.
Вот у нас летом весь город перекопан, ремонтируют покрытие, меняют коммуникации. В этих условиях поездка на другой конец города становится непредсказуемой и даже навигатор не спасает. Значит ли это, что в перекопанном городе нужно забыть о цели поездки и не прокладывать маршрут (стратегию)? Нет, конечно. Мы утыкаемся в очередную канаву и меняем маршрут, всегда помня о цели. А быстрее и дешевле доедет тот, кто имеет лучший навигатор и умело управляет автомобилем.
На нашем сайте размещены несколько примеров разработанных нами стратегий. Как заказать построение стратегии, можно узнать по ссылке. Хотите узнать о возможностях оптимизации расходов на эту услугу? Читайте в разделе "Стоимость разработки стратегии развития предприятия".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее возможности такой оптимизации.