Что включает бизнес-план. Часть 1
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Что должен включать в себя профессиональный бизнес-план? Этот вопрос интересует как заказчиков бизнес-планов, так и тех, кто решил разработать бизнес-план самостоятельно.
На нашем сайте опубликованы структуры бизнес-планов некоторых кредитных и инвестиционных организаций. Если внимательно их проанализировать, становится понятным, что при всём разнообразии, существует единая логика построения бизнес-плана. Разберём эту логику, чтобы понять, что должен включать в себя любой бизнес-план.
1. Финансовый план
Это единственный обязательный раздел, который должен включать в себя любой бизнес-план. Состав финансового плана в бизнес-плане мы описали в статье по ссылке.
Но не нужно думать, что остальные разделы бизнес-плана включаются в него для придания солидности и пухлости результату. Главное предназначение текстовой части бизнес-плана - это обоснование исходных данных, которые используются для построения финансового плана. И качество этого обоснования как раз и отличает профессиональный бизнес-план от студенческой поделки.
Кстати говоря, если вы решили ограничиться финансовым планом, я бы не стал вообще называть результат бизнес-планом. Такая услуга называется разработкой финансово-экономической модели. Стоит она, конечно, дешевле, но все исходные данные в этом случае предоставляет заказчик.
Наибольшие сложности, обычно, вызывает обоснование доходов будущего бизнеса. Подходы к этой задаче описаны в статье «Как составить план продаж для бизнес-плана», из которой понятно, что для обоснования доходов бизнес-план должен включать
2. Маркетинговое исследование
Если вы почитали статью по предыдущей ссылке, то уже знаете, что маркетинговое исследование включают в бизнес-план, в первую очередь, для оценки ёмкости и степени конкурентности рынка.
Но не только для этого. Маркетинговое исследование должно ответить на вопросы, кто является целевыми клиентами бизнеса, какой продукт нужно им предложить, как выстроить стратегию конкуренции, как позиционироваться в глазах потребителей, чтобы достичь цели предприятия, установленные в плане продаж. Ответы на эти вопросы включаются в бизнес-плане в раздел
3. Маркетинговая стратегия
На основе пп. 2-3 разрабатывается
4. Маркетинговый план
В маркетинговом плане определяются принципы ценообразования, управления рекламой и продвижением, развитием продукта, каналами сбыта. На основе этих принципов составляется план маркетинговых мероприятий, направленных на достижение маркетинговых целей бизнеса.
Организация бизнеса - это, конечно, не только планирование маркетинговых активностей, но и планирование всех мероприятий, связанных с организацией предприятия. Эти мероприятия включаются в бизнес-плане в раздел
5. Организационный план
Но это уже тема следующей статьи.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана в нашей компании. Узнайте как оптимизировать расходы на эту работу в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.