Что включает бизнес-план. Часть 2
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
Продолжаем разбираться с тем, что должен включать в себя профессиональный бизнес-план. В первой части статьи мы выяснили, зачем в бизнес-план включают такие разделы как
1. Финансовый план
2. Маркетинговое исследование
3. Маркетинговая стратегия
4. Маркетинговый план
На очереди раздел под названием
5. Организационный план
Для создания нового бизнеса или развития действующего нужно выполнить ряд действий. Например, для производственного предприятия - построить здание, закупить и смонтировать оборудование, нанять персонал и т. д. Эти действия описываются в организационном плане.
Иногда эти действия бывают довольно сложными. Например, может выясниться, что для запуска предприятия нужно решить ряд юридических вопросов, провести научно-исследовательскую работу или испытания продукции. Все эти работы нужно максимально подробно описать.
6. Производственный план
Чтобы обеспечить запланированный в п. 4 план продаж, нужно обеспечить производство товаров или услуг предприятия в нужном темпе. Объём производства по периодам времени планируется в производственном плане.
7. Материальные ресурсы
Для финансового плана нужны доходы и расходы будущего предприятия. Доходы планируются в плане продаж. В п. 7 нужно проработать все расходы будущего предприятия.
Все расходы делятся на 3 части:
- Инвестиционные - это единоразовые расходы, связанные с запуском или развитием бизнеса. Например, расходы на строительство, закупку оборудования, юридическую подготовку.
- Косвенные - регулярные, периодические расходы, не зависящие от объёма продаж и производства. Например, зарплата персонала, арендная плата, расходы на аутсорсинговые услуги и т. д.
- Прямые - расходы, которые зависят от объёма производства и должны быть запланированы как расходы на единицу продукции или на рубль продукции или услуг.
В бизнес-план должен быть обязательно включён раздел
8. Анализ рисков
Подробнее об этом разделе можно почитать в статье по приведённой выше ссылке.
9. Резюме
В резюме описываются основные результаты, полученные в ходе бизнес-планирования. Читатель бизнес-плана (инвестор, сотрудник банка и т. д.) начинает знакомство с бизнес-планом именно с этого раздела, поэтому проработать его нужно особенно тщательно.
10. Сведения об инициаторе проекта
Этот раздел нужно включить в бизнес-план, чтобы познакомить читателя бизнес-плана с тем предприятием или физическим лицом, которые бизнес-план представляют. Если предприятие уже действует, в этом же разделе нужно проанализировать результаты работы за прошлый период.
Надеюсь, что смысл включения тех или иных разделов в бизнес-план теперь стал понятен. В заключении приведу типовую структуру бизнес-плана, в которой разделы расставлены в традиционном порядке:
1. Резюме
1.1. Сущность и цели проекта
1.2. Эффективность
реализации проекта
1.3. Источники
финансирования
2. Сведения об инициаторе проекта
3. Анализ рынка и маркетинговый план
3.1.
Определение
основной идеи и целей проекта
3.2.
Анализ рынка
3.2.1.
Общая
характеристика рынка
3.2.2.
Клиентская
целевая группа
3.2.3.
Оценка
существующего спроса
3.2.4.
Ожидаемая
конкуренция
3.3. Маркетинговый план
3.3.1.
Стратегия маркетинга
3.3.2.
План
продаж
3.3.3.
Тактика
маркетинга
4. Организационный план
4.1.
Разрешительные
документы
4.2.
Штатное
расписание
4.3.
Календарное осуществление проекта
5. Материальные ресурсы
5.1.
Инвестиционные
расходы
5.2.
Прямые
расходы
5.3.
Косвенные
расходы
6. Финансовый план
6.1. Бюджет
доходов и расходов
6.2. Бюджет
движения денежных средств
6.3. Прогнозный
баланс
6.4. Финансовые
показатели
6.5. Показатели
эффективности
6.6. Анализ
безубыточности
6.7. Анализ
чувствительности
7. Анализ рисков
7.1. Технологические
риски
7.2. Организационный
и управленческий риск
7.3. Риск материально-технического обеспечения
7.4. Финансовые риски
7.5.
Экономические риски
7.6. Экологические
риски
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ "Успех", а также процедура заказа бизнес-плана в нашей компании. Узнайте как оптимизировать расходы на эту работу в разделе "Стоимость разработки бизнес-плана".
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.