Как не нужно наводить порядок в бизнесе

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Как не нужно наводить порядок в бизнесе

Навести порядок в бизнесе хотели бы многие руководители предприятий. К сожалению, в этом нелёгком деле некоторые капитаны бизнеса совершают типичные ошибки. Перечислю некоторые из них.

1. Не рассчитывайте на подпись под регламентом

Казалось бы, всё просто: нужно написать правила работы и ознакомить с ними сотрудников, конечно же, под роспись, желательно, кровью. В результате рождаются многостраничные регламенты, о бесполезности которых мы уже писали.

Для наведения порядка в бизнесе недостаточно описать правила работы. Недостаточно ознакомить с ними сотрудников и даже провести  обучение с последующей аттестацией, что обычно понимают под «внедрением» управленческих документов. Нужно организовать сбор информации о ходе выполнения этих правил, анализ результатов и выработку управленческих решений.

В 21 веке сбор данных организуют с помощью информационных систем. А для этого управленческие правила нужно изложить не в виде текстовых регламентов, а в виде описаний бизнес-процессов.

И не забыть главное: бизнес-процессами нужно управлять. Приведу только  один пример. На предприятии согласование договоров организовано на базе 1С:Документооборот. И вроде бы даже в каких-то регламентах записаны нормативы срока согласования договора на каждом этапе. Но никто не интересуется соблюдением этих сроков, причинами превышений, не принимает управленческих решений, направленных на соблюдение сроков. Никто из участников согласования за сроки не отвечает, не назначен владелец этого бизнес-процесса, ответственный за срок согласования в целом. Поэтому согласование происходит безобразно долго, но участники этого бизнес-процесса очень довольны наведённым «порядком» в вопросе согласования. Недовольны только контрагенты большими сроками согласования договоров.

2. Не выдавайте желаемое за действительное

Недавно один потенциальный клиент сказал, что «бизнес-процессы у нас описаны, но они сильно устарели». Такая ситуация встречается во многих компаниях малого и среднего бизнеса: на сервере общего доступа валяется куча текстов, в которых кто-то, когда-то описал кое-какие правила работы. Тексты давно устарели, противоречат друг другу, поэтому новых сотрудников обучают устно, конфликты взаимодействия разрешают «по понятиям».

О том, как должно быть налажено управление с помощью описаний бизнес-процессов можно прочитать в статье по ссылке. Если в компании такое управление не выстроено, значит, описаний бизнес-процессов нет и не нужно выдавать желаемое состояние системы управления за действительное.

Другая, часто встречающаяся ошибка - выдавать набор трескучих фраз за стратегию развития предприятия. Что такое, на самом деле, стратегия развития, написано в статье по ссылке. Бесплодные мечтания, красивые лозунги  и пустые обещания - это совсем другой жанр.

Но больше всего иллюзий связано с другим управленческим инструментом - системой показателей. О том как нужно выстраивать систему показателей, написано в статье по ссылке, а  о том, как не нужно - в серии статей «Мифы и легенды системы KPI».

 

О других ошибках в способах наведения порядка в бизнесе читайте в следующей статье.