Стоимость построения организационной структуры предприятия
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт»Если вы хотите узнать стоимость построения организационного дизайна для вашего предприятия, ответьте на этот вопросник, и мы пришлём вам КП со стоимостью, сроками, составом работ и результатами.
Если же вы хотите более подробно разобраться, как оптимизировать стоимость этой услуги, приглашаем почитать нашу статью или посмотреть видео
Начнём с терминологии. Под организационным дизайном мы будем понимать пакет документов, формализующих внутреннее устройство организации. В состав этого пакета в общем случае входят все регламентирующие документы предприятия. В этой статье мы будем использовать термин "организационный дизайн" в узком смысле этого понятия и отнесём к нему организационную структуру, положения о подразделениях, должностные инструкции, описания бизнес-процессов.
Разберём процедуру построения организационного дизайна, чтобы понять из чего складывается трудоёмкость, каких расходов можно избежать, а на чём экономить не целесообразно.
1. Организационная структура
Судя по статистике поисковиков Интернета, этот документ наиболее популярен среди всех элементов организационного дизайна. Безусловно, «документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой», на предприятии должен быть. Если вы хотите разработать этот документ с помощью внешнего консультанта, добавьте стоимость этой работы в общую сумму.
2. Положения о подразделениях и должностные инструкции
Целесообразность разработки этих документов часто ставится под вопрос. Однако без них организационная структура не очень информативна: какие именно связи означают стрелочки между подразделениями не понятно, а названия должностей часто ничего не говорят об обязанностях и ответственности. Положения о подразделениях и должностные инструкции незаменимы в процессе найма и адаптации новых сотрудников, при разборе конфликтных ситуаций, в таких сложных структурах управления, как матричная. Нужно ли разрабатывать эти документы в рамках построения организационного дизайна - решать руководству предприятия, но в случае положительного решения средства на эту работу придётся выделить.
3. Бизнес-процессы
Споры о том, что первично - структура или бизнес-процессы (БП) - постоянно возникают на популярных бизнес-форумах. Поскольку мы являемся сторонниками процессного подхода к управлению, считаем, что организационная структура должна обслуживать бизнес-процессы, то есть строится на основании их описаний.
Работа по описанию и оптимизации бизнес-процессов может оказаться самой трудоёмкой в списке работ по построению организационного дизайна. Некоторые практические вопросы по её организации рассмотрены в статье «Оптимизируем бизнесу процессы», а факторы, влияющие на трудоёмкость - в статье «Сколько стоит описание бизнес-процессов?». Надеюсь, что эти материалы помогут вам принять решение о целесообразности проработки бизнес-процессов и включения её стоимости в смету проекта.
4. Информационная поддержка
Расходы на разработку бизнес-процессов могут оказаться неэффективными, если не позаботиться об информационной поддержке этого элемента системы управления. В это понятие входит и обучение сотрудников предприятия, и доработки информационной системы, и сбор обратной связи от персонала для своевременной коррекции принятых решений. Вы можете разработать эту поддержку самостоятельно или поручить эту работу консультанту. В последнем случае бюджет проекта придётся увеличить.
5. Сопровождение внедрения
Даже информационная поддержка не гарантирует результата, то есть повышения эффективности управления, если руководство компании не приложит усилий по внедрению разработанных документов в жизнь. Если на предприятии есть практика таких внедрений, его можно выполнить собственными силами. Если же вы не уверены в них, включите в план работ внешнего консультанта сопровождение внедрения и вероятность успеха заметно повысится. Сама процедура сопровождения и факторы, определяющие её стоимость, описаны в статье по ссылке.
6. Поддержка актуальности документов организационного дизайна
К сожалению, организационные документы начинают устаревать с момента их утверждения. Жизнь не стоит на месте и через некоторое время вы можете обнаружить, что она оказалась мудрее документов. Ещё мудрее могут оказаться некоторые сотрудники, нашедшие пути обхода регламентов во имя более спокойной жизни или своих интересов. Для того, чтобы организационные документы не только следовали за изменяющимися реалиями, но и задавали стандарты работы «на вырост», нужно не только контролировать их выполнение, но и своевременно корректировать, информируя сотрудников обо всех изменениях.
Если в штате вашего предприятия нет сотрудника, обязанного и способного поддерживать регламентирующую документацию в актуальном состоянии, можно поручить эту работу внешнему консультанту. Стоимость проекта от этого увеличится, но положительный эффект оправдает эти расходы.
Как видим, стоимость построения организационного дизайна предприятия в значительной мере определяется составом работ, решение о котором принимает руководство компании. Поэтому ответить на вопрос «Сколько стоит построить организационную структуру?» без предварительного обсуждения невозможно. Надеюсь, прочитав эту статью, вы будете готовы к такому обсуждению в полной мере.
На нашем сайте размещены примеры разработанных нами организационных структур, а также процедура заказа работы по совершенствованию организационного дизайна.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.