Основные направления разработки бизнес-плана инвестиционного проекта

Источник: www.biz-plan.ru

Анализ инвестиционной среды

Основные направления анализа инвестиционного проекта Инвестор рассматривает различные объекты инвестиций (инвестиционные проекты) с целью выбора способа вложения финансовых средств, который обеспечит наивысшую отдачу при приемлемом для данного инвестора уровне риска. Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта начинается с рассмотрения характеристик инвестиционной среды (инвестиционного климата).

Инвестиционная среда по отношению к конкретному объекту инвестиций рассматривается на общеэкономическом уровне, на отраслевом уровне и на локальном уровне, т.е. как деятельность (бизнес) компании в конкурентных условиях. В соответствии с общепринятой международной практикой проводится обследование и проверка истинности всех сведений (“due diligence”) об объекте инвестиций для подготовки к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта.

1. Общеэкономический анализ инвестиционной среды

Процесс анализа инвестиционной среды начинается с изучения состояния национальной экономики в целом. Особенно внимательно к этому относятся международные инвестиционно-финансовые институты при выборе стран для осуществления поддерживаемых этими институтами инвестиционных проектов.

В ходе разработки в бизнес-плане инвестиционного проекта обычно рассматриваются:

  • темпы экономического роста;
  • уровень социально-политической стабильности;
  • уровень правовой стабильности;
  • уровень инфляции;
  • стабильность национальной валюты;
  • состояние платежного баланса страны;
  • уровень процентной ставки за кредит;
  • размеры и динамика государственных расходов и инвестиций;
  • развитость рыночной инфраструктуры

2. Отраслевой анализ инвестиционной среды

Отрасль, в которой предполагается осуществить инвестиционный проект, должна быть рассмотрена в бизнес-плане со следующих позиций:

  • темпы и перспективы роста отрасли;
  • состояние рынков сбыта;
  • уровень конкуренции;
  • наличие специальных налоговых режимов и иных элементов государственного регулирования.

3. Микроэкономический (локальный) анализ инвестиционной среды

Анализ всех существенных сторон деятельности предприятия, которое является перспективным объектом инвестиций представляется в виде либо разработанного бизнес-плана инвестиционного проекта, либо технико-экономического обоснования (ТЭО аналог “ feasibility study ”) и отражает следующие аспекты:

  • история компании;
  • правовой статус;
  • финансовое состояние;
  • состояние контрактов;
  • состояние производственной сферы;
  • выпускаемая продукция
  • структура управления;
  • состояние социальной сферы
  • маркетинговая политика.

Полнота проводимого в бизнес-плане микроэкономического анализа зависит от того, как планируется осуществлять инвестиционный проект: с созданием нового юридического лица или в рамках уже существующего. В первом случае потребуется детальное рассмотрение всех указанных сторон деятельности предприятия, во втором - достаточно обойтись более кратким описанием предполагаемых участников проекта.

Оценка самого инвестиционного проекта включает в себя проверку исходных данных, анализ организационно-правовой формы реализации проекта, построение финансовой модели и оценку проекта в соответствии с выбранным критерием. Если проект отвечает выбранному критерию, то полученная информация образует основу для составления бизнес-плана.

Наряду с разработкой бизнес-плана инвестиционного проекта проводится анализ возможных способов привлечения капитала (выпуск акций, облигаций, получение кредита и т. п.) в соответствии с существующей практикой корпоративного финансирования (corporate finance), а также с условиями размещения ценных бумаг (андеррайтинга).

Оценка инвестиционного проекта

1. Проверка исходных данных.

Информация, используемая в ходе оценки инвестиционного проекта, должна подвергаться проверке. Особенно это относится к следующим данным:

  • объем инвестиций в проект (расходы по строительству, НИОКР и т.п.);
  • затраты на производство и реализацию продукции/услуг;
  • нормы амортизации;
  • ставки процентов за кредит;
  • имеющиеся и прогнозные цены на выпускаемую в рамках проекта продукцию.

2. Маркетинговое исследование.

Проект может оказаться несостоятельным в случае отсутствия спроса со стороны потенциальных потребителей на выпускаемую в рамках проекта продукцию. Поэтому построению финансовой модели должна предшествовать работа по определению спроса и возможностей рынка (маркетинговый анализ). Последний проводится по следующим этапам:

1) оценка конкуренции и других внешних факторов:

  • степень конкуренции;
  • потенциальные источники конкуренции;
  • наличие государственного регулирования.

2) определение стратегии развития предприятия:

  • стратегия сбыта;
  • стратегия ценообразования;
  • использование рекламы, связи с общественностью (public relations), продвижения товара;
  • анализ места размещения компании;
  • бюджет маркетинга;
  • последующая стратегия маркетинга.

3) исследование рынка:

  • поиск и анализ первичной информации;
  • оценка реакции рынка.

4) прогноз объема продаж:

  • объемы продаж по периодам;
  • объемы продаж по продуктам и услугам;
  • объемы продаж по группам потребителей;
  • доля рынка.

Надежность полученной в ходе маркетингового анализа информации определяет надежность финансовых расчетов в бизнес-плане инвестиционного проекта.

3. Анализ организационно-правовой формы.

Организационно-правовая модель реализации проекта может варьироваться в зависимости, прежде всего, от следующих исходных предпосылок:

1. Проект реализуется на базе существующего предприятия объекта инвестиций, а предоставление средств инвестора осуществляется посредством реализации ценных бумаг этого предприятия или в рамках кредитования.

2. Проект реализуется на базе новосозданного предприятия, в число учредителей которого входит потенциальный инвестор, внося в уставный капитал оговоренную сумму.

Кроме этого, следует определиться с организационно-правовой формой предприятия, создаваемого для реализации проекта (ООО, ОАО, ЗАО и т.д.).

Использование одной из этих или иных организационно-правовых моделей и форм в дальнейшем накладывает отпечаток на весь дальнейший процесс инвестиционного планирования.

4. Финансовый анализ.

Финансовое планирование является составной частью разработки бизнес-плана инвестиционного проекта и представляет собой моделирование будущих финансовых результатов деятельности предприятия при заданных прогнозных значениях основных параметров и соответствующих ограничениях. Финансовое планирование осуществляется путем построения финансовой модели инвестиционного проекта и интерпретации результатов расчетов.

Применение финансовой модели позволяет:

  • анализировать и прогнозировать финансовые результаты;
  • проводить анализ чувствительности;
  • снизить затраты времени и средств на хранение и переработку информации;
  • снизить риск человеческой ошибки;
  • сократить время на проведение расчетов.

Основа финансовой модели разрабатывается таким образом, чтобы учесть все факторы, оказывающие существенное влияние на данное предприятие. В своем наиболее полном виде финансовая модель проекта позволяет не только просчитать результаты при заданных прогнозных параметрах и составить прогнозные финансовые отчеты, но и выбрать наиболее приемлемые схемы инвестирования средств и виды источников финансирования в соответствии с установленными критериями. Некоторые модели включают статистические методы прогнозирования, используемые для построения трендов по основным параметрам на основе данных о деятельности предприятия в прошлом.

Процесс финансового моделирования имеет несколько этапов:

1. Концептуализация (устанавливаются цели создания модели, параметры вводимой и выводимой информации).

2. Создание модели.

3. Пробный запуск и проверка модели.

4. Внесение изменений в модель (при необходимости по результатам проверки).

5. Использование модели.

При построении финансовой модели обычно учитываются такие элементы как, например,

  • методы ведения бухгалтерского учета :
  • порядок начисления амортизации;
  • расчеты налоговых платежей;
  • график погашения долговых обязательств;
  • стратегия формирования запасов и др.

При выполнении работы по финансовому моделированию вся информация, предположения, формат документов должны быть представлены таким образом, чтобы специалисту легко было отразить в модели специфические характеристики предприятия, а затем рассчитать проектируемые результаты при реализации заданных условий.

Содержание финансовых моделей, построенных для прогнозирования составляющих бухгалтерской документации с использованием формул, созданных на основе бухгалтерских проводок, значительно отличается от моделей, построенных для проведения оценивания инвестиционных проектов или бизнеса.

Основное отличие состоит в использовании различных методов финансового анализа при оценивании инвестиционных проектов и бизнеса (расчет денежного потока, расчет приведенной стоимости, оценка риска и др.), так как методы бухгалтерского учета не обеспечивают адекватного описания происходящих и предполагаемых в будущем процессов. Однако, применение методов финансового анализа часто не представляется возможным без использования бухгалтерской документации, соответствующих прогнозов, составленных в рамках финансового планирования деятельности предприятия.

Например, для любого предприятия важное значение имеет оценка величины поступлений и расходований денежных средств, основанная на анализе деятельности предприятия за предыдущие периоды и прогнозах. Для этих целей составляются бюджеты денежных средств прогнозы поступлений и платежей на будущие периоды (месяц, неделя). Расчет денежного потока предприятия проводится на основе бюджета денежных средств.

По сравнению с бюджетом денежных средств, денежный поток обычно строится для отдельного инвестиционного проекта, а не для организационной единицы предприятия. Расчет денежного потока проводится чаще всего с целью оценить отдачу инвестиций, а бюджет денежных средств используется в процессе планирования. Это один из множества моментов, демонстрирующих необходимость четко продумать цели и схему создаваемой финансовой модели, взаимосвязи между элементами, учесть специфичные условия функционирования данного предприятия, реализации проекта.

Схема основных взаимосвязей между исходными и результирующими параметрами в финансовой модели

Построение финансовой модели

*При построении финансовой модели информация о необходимых капитальных вложения и объемах финансирования представляет собой особый вид исходной информации, так как в зависимости от цели построения модели, имеющихся первоначальных исходных данных объем и использование этой информации будут различны. Например, расчет суммы налогов, причитающейся к уплате при реализации инвестиционного проекта, проводится исходя из предпосылки, что проект будет профинансирован за счет акционерного капитала. Проценты по кредиту не учитываются в расчете налога на прибыль по данному инвестиционному проекту.

** Анализ движения ресурсов включает построение и расчет различных видов денежных потоков (денежный поток после вычета налогов, чистый денежный поток, обычный денежный поток и т.д.), расчет соответствующих показателей при построении финансовой модели для оценивания инвестиционного проекта, бизнеса или отчет об источниках и использовании фондов, рассчитанный на основе отчета о прибыли и баланса действующего предприятия.

5. Критерии для сравнения и выбора инвестиционных проектов

Для сравнения и выбора инвестиционных проектов инвестор обычно использует следующие критерии:

  • чистая приведенная стоимость;
  • внутренняя ставка отдачи;
  • индекс прибыльности;
  • средняя бухгалтерская рентабельность;
  • срок окупаемости.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, статья Как заказать бизнес-план. Вы также можете узнать, как сэкономить при заказе бизнес-плана, посмотрев видео "Сколько стоит бизнес-план" на наших каналах Youtube  или Rutube .
 Важно!Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП на эту работу, оптимизирующее её стоимость.