Привлечение инвестиций на консалтинговые проекты
Автор: Максим Логвинов Комментарий Павла Боровкова Источник: http://www.intalev.ru В области привлечения инвестиций для выполнения консалтинговых проектов до сих пор существует масса проблем, таких как недостаток качественных проектов, непрозрачность результатов, взаимное недоверие между заказчиками и инвесторами. Тем не менее спрос на подобные услуги есть, а способы привлечения инвестиций эволюционируют, переходя от проектного финансирования к стратегическому инвестированию и IPO. При этом все чаще для реализации консалтинговых проектов удается привлечь внешние инвестиции.Отечественный рынок консалтинга продолжает расти. Однако, как признают эксперты, пока что наши специалисты не достигли уровня своих коллег из развитых стран. Конечно, российский рынок более конкурентоспособен, чем аналогичные в странах СНГ. Зато, по мнению международных экспертов, является менее перспективным и развитым по сравнению с китайским - даже несмотря на то, что в Поднебесной этот сектор тоже еще формируется.
Российский рынок как объект привлечения инвестиций
Винить российских консультантов в том, что они растут медленно, не стоит. Ведь консультационный бизнес не может быть более развитым, чем бизнес его заказчиков. Здесь действует принцип «Каждому по потребности». Какие запросы у клиентов, таков и рынок. Потребности российских бизнесменов не всегда бывают цивилизованными, поэтому и консультантам приходится работать не в самом лучшем формате. Так, например, до сих пор живут и здравствуют фирмы, которые рекомендуют клиентам использовать «схемные» способы оптимизации налогов. Конечно, применение таких «вредных советов» рано или поздно доведет компанию до суда, но бизнесмены надеются на авось и все равно обращаются к «схемным» консалтерам. Раз на такие советы есть спрос, то будет и предложение.
Но ситуация не безнадежна: бизнес не стоит на месте, а значит, и для консалтеров есть возможность развиваться. Эту перспективу легко заметить, если рассмотреть такую передовую отрасль, как инвестиционный консалтинг. Здесь консультант не только ведет сам проект, но и помогает заказчику привлечь инвестиции для его реализации. «До недавнего времени реальный сектор финансировал свое расширенное воспроизводство в основном за счет собственных средств, - рассказывает руководитель отдела управленческого и инвестиционного консультирования компании «СПЛАН» Василий Егоров. - Но конъюнктура меняется, и в последнее время инвестиции привлекаются в реальный сектор экономики». То есть если раньше у консалтинговых фирм в основном была возможность реализовать довольно скромные проекты лишь за счет средств предприятия, то сейчас у них появляется намного больший простор для деятельности, так как инвестиции привлекаются уже из внешних источников и в намного больших объемах.
При этом организатором внешнего финансирования, как правило, является сам консультант, этот проект реализующий. В качестве источника привлечённых инвестиций могут использоваться и банковский кредит, и временно свободные средства внешних инвесторов.
Конечно, как отмечает Василий Егоров, «хороших» консалтинговых проектов по рентабельности, масштабам, рискам и другим параметрам всегда мало. Однако это дает дополнительный импульс уже к работе с инвесторами. «Они так же активно ищут выгодные для вложений проекты, как инициаторы проектов привлекают инвестиции», - поясняет Василий Егоров.
Риски привлечения инвестиций
Сейчас основными направлениями, которые «кормят» инвестиционных консультантов, являются такие привлекательные для вложений отрасли, как нефтегазовая, металлургическая, пищевая, различные виды сетевого ритейла. «У всех на виду инвестиционный бум в строительной отрасли, - отмечает Василий Егоров. - Постепенно увеличивается привлечение инвестиций в наукоемкие технологии».
Однако продвижение консалтинговых услуг во все подобные секторы экономики натыкается на массу препятствий - от особенностей менталитета и недоверия к консалтингу, как таковому, до нехватки у предприятий собственных средств. В этих условиях привлечение инвестора, готового в той или иной форме профинансировать работу консультанта, могло бы стать важнейшим рычагом расширения. Но вложения в консалтинговые проекты - далеко не простой и не безопасный бизнес. «Такой проект, за редким исключением - внутренний, инфраструктурный для компании, коммерческий эффект которого в явной форме не виден, и его сложно посчитать, - объясняет генеральный менеджер проектов группы компаний «ИНТАЛЕВ» Павел Боровков. - Ведь речь идет о повышении общей управляемости компании, прозрачности внутренних бизнес-процессов, но зафиксировать рост прибыли или объема продаж при этом достаточно сложно, зачастую просто невозможно». Получается, что потенциальный кредитор или инвестор не видят, за счет чего компания, которая могла бы привлечь инвестиции для консалтингового проекта, будет эти вложения возвращать.
Да и самим компаниям, собирающимся найти деньги под реализацию консалтингового проекта, тоже есть чего бояться. «Чем активнее вмешиваются в проект консультант и привлеченный им инвестор, чем сильнее они отстраняют от его реализации заказчика, тем больше опасений появится у клиентов. Заказчик в данной ситуации рискует потерять авторство бизнес-идей и контроль над проектом, а в худшем варианте может вообще утратить контроль над бизнесом. «Да и у черных рейдеров существует определенное желание использовать консультантов в своих целях, в первую очередь - для получения инсайдерской информации о клиенте», - признает Василий Егоров. Правда, эксперт тут же отметил, что его компания никогда идей не воровала и чужой бизнес не подсиживала.
Впрочем, в любом случае найти источник привлечённых инвестиций для реализации консалтингового проекта в отечественных условиях очень трудно. «Российский финансовый рынок еще недостаточно развит в сравнении с цивилизованными международными рынками, поэтому количество инвесторов и кредиторов, которые готовы предоставлять деньги под подобные проекты, невелико», - говорит Павел Боровков из группы «ИНТАЛЕВ».
Привлечение инвестиций в форме IPO
И все же инвестиционный консалтинг, несмотря на множество проблем, успешно развивается, причем в достаточно сложных формах. По словам Павла Боровкова, наиболее распространено привлечение внешнего финансирования для консалтинговых проектов, являющихся составными частями каких-то более общих бизнес-планов. Например, когда консалтинговый проект реализуется в рамках подготовки к IPO. Для подобного мероприятия, как правило, привлекаются серьезные инвесторы, они выделяют значительные суммы. Как объясняет эксперт, за счет таких инвестиций компания способна выйти на новый уровень: реформировать свою организационную структуру, повысить прозрачность процессов, что очень важно для публичных организаций, а также внедрить информационную систему, наличие которой фактически является одним из обязательных условий выхода на мировые биржевые площадки.
Василий Егоров из компании «СПЛАН» тоже отмечает тенденцию к усложнению структуры финансирования консалтинговых проектов: «Если раньше в основном было популярно проектное (банковское) финансирование, то в последнее время дополнительный толчок получили прямые инвестиции, то есть привлечение стратегического инвестора, и эмиссионные формы, такие как IPO и облигационные займы». Правда, облигационные займы обычно выпускаются не под конкретный консалтинговый проект, а под более широкие программы развития или реструктуризации бизнеса, включающие в себя приглашение консультантов в качестве составного элемента. При этом приглашенные специалисты иногда помогают с реструктуризацией бизнеса и одновременно - с выпуском облигационного займа, за счет которого привлекаются инвестиции и оплачиваются их услуги.
Но если консультационный проект не является таким уж большим, это вовсе не значит, что внешнему кредитору он не интересен. «Когда речь идет не о таких грандиозных планах, как выход на IPO, наша компания, например, предлагает клиентам пользоваться процедурой факторинга», - рассказывает Павел Боровков. Эта услуга предполагает, что задолженность компании-клиента перед консультантами продается факторинговой компании. Последняя, в свою очередь, с определенным дисконтом передает денежные средства консалтерам. А дальше заказчик по ходу проекта или даже после его завершения рассчитывается по привлечённым инвестициям.
Помимо усложнения способов финансирования, появляются и другие тенденции в инвестиционном консалтинге, делающие этот бизнес в России более цивилизованным. Так, например, углубляется специализация консультантов по рынкам и отраслям, как уже произошло в развитых странах. При этом происходит разработка типовых инвестиционных проектов организации бизнеса под ключ, что тоже свидетельствует о «созревании» рынка.
По мнению ряда экспертов, будущее инвестиционного консалтинга даже не в самих проектах и их заказчиках, как может показаться на первый взгляд, а наоборот - в работе с инвесторами. «Когда инвестиционных ресурсов в стране было намного меньше, помощь консультанта в привлечении инвестиций была более необходимой, - рассказывает Василий Егоров. - Сейчас же все более актуальными становятся услуги по эффективному размещению инвестиций». Первое и второе на рынке тесно связано, и на этом направлении работа для консультантов всегда найдется, уверен эксперт.
От привлечения кредитов к прямым инвестициям
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА ОТ ПРОЕКТНОГО (банковского) ФИНАНСИРОВАНИЯ К ПРЯМЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ (привлечение стратегического инвестора) И ЭМИССИОННЫМ ФОРМАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ (IPO, облигационные займы):
- УЛУЧШАЕТСЯ КАЧЕСТВО менеджмента на предприятиях, внедряются международные стандарты качества и повышается прозрачность бизнеса, поэтому доверие со стороны инвесторов фондового рынка увеличивается.
- УКРЕПЛЯЕТСЯ ПОЗИЦИЯ России в международных рейтингах, экономический рост в целом, а также снижение страновых рисков привлекают новых иностранных инвесторов.
- ПРОИСХОДИТ КОНСОЛИДАЦИЯ бизнеса, что предоставляет компаниям больше перспектив для роста, а также обеспечивает высокую конкурентоспособность.
- МНОГИЕ РОССИЙСКИЕ предприятия до сих пор недооценены, но имеют стратегические перспективы, и это позволяет существенно повысить капитализацию
Если внешнее финансирование для развития бизнеса привлечь не удаётся, нужно вкладывать собственные средства. Эти вложения нужно рассматривать, как инвестиции, а не расходы.