Системный менеджмент для успешного предпринимателя
Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, руководитель компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ruВ России на темы системного менеджмента изданы тысячи книг, ежедневно в Интернете и СМИ публикуются сотни статей, кипят страсти на десятках тематических форумов. Принципы и методики системного подхода к менеджменту преподаются в бизнес-школах, рассматриваются на семинарах, навыки применения передового опыта отрабатываются на многочисленных тренингах.
И, тем не менее, нужно признать, что методики системного менеджмента тяжело прививаются на российской почве, особенно в среде предприятий малого и среднего бизнеса. Автору доводилось неоднократно приступать к работе в качестве топ-менеджера в новой компании в период очередного её кризиса. Картина до боли знакомая: отсутствие ясно осознанных целей и путей их достижения, невнятный маркетинг, неэффективное управление финансами, вялая система продаж, реактивный характер работы с персоналом, стихийно сложившиеся бизнес-процессы, слабая информационная поддержка и другие типичные беды интуитивного бизнеса. Ту же картину, усугублённую влиянием экономического кризиса, приходится наблюдать и сейчас, приступая к работе с очередной компанией уже в качестве консультанта.
Почему же, несмотря на усилия преподавателей, консультантов и бизнес-тренеров, российский малый и средний бизнес является зачастую неэффективным, а методики системного менеджмента не имеют результативного применения? Не открою большого секрета, если выскажу мнение о том, что основная причина заключается в психологической неготовности многих владельцев бизнеса к внедрению методов рационального управления бизнесом в практику.
Уточним сразу, что экономическая эффективность не всегда является основной целью бизнеса. Согласимся с правом учредителей ставить перед компанией иные, не экономические цели. И всё же большинство владельцев бизнеса создаёт и развивает его во имя финансового результата, вот только управленческие решения принимает не на основе экономических критериев и объективной информации, а на основе интуиции и «здравого смысла». Надо сказать, что этот самый быстрый и дешёвый способ принятия решения, является, пожалуй, единственно верным и возможным до определённых масштабов бизнеса. А вот вырасти за пределы этих рамок на прежнем багаже не удаётся.
Согласимся также с тем, что внедрение системного менеджмента является не единственным ресурсом, за счёт которого компания может успешно существовать и развиваться. У кого-то из учредителей бизнеса предпринимательский потенциал настолько велик, что границы этих самых «определённых масштабов» ещё не достигнуты. В ряде компаний источником успеха являются хорошие связи, административный ресурс. Наконец, некоторые предприниматели ищут возможности дальнейшего развития в популярном сейчас коучинге, тренингах по личностному развитию.
Статьи раздела «Просто о сложном» предназначены для тех владельцев бизнеса, которые ставят своей целью финансовый успех, а источник благосостояния ищут на пути создания системы управления бизнесом. Это не простой путь, так как, двигаясь по нему, вам придётся
- Научиться соблюдать утверждённые вами же правила, поскольку система управления, в конечном итоге, является набором правил ведения бизнеса, обязательных для выполнения каждым сотрудником компании.
- Смириться с мыслью о необходимости реально делегировать полномочия, так как серьёзный бизнес не делается в одиночку.
- Понять, что ваши сотрудники родились на свет не только для того, чтобы работать в вашей компании, поэтому для получения стабильного высокого результата необходимо учитывать их интересы.
- Научиться быть последовательным и терпеливым, не пытаться решать сложные вопросы «простыми» методами.
- Отказаться от мысли, что ваш бизнес единственный и неповторимый, а выработанный десятилетиями опыт для него не годится.
Если вы готовы пойти по этому пути, будем рады вам помочь. В наших статьях мы регулярно иллюстрируем на конкретных примерах из своей практики решение разнообразных вопросов построения эффективной системы управления. Подробность иллюстрации всегда ограничена форматом статьи, но если тема вас заинтересует, вы всегда сможете обратиться к нам за дополнительными комментариями.
В статьях раздела сайта «Просто о сложном» мы уже писали о важности выработки маркетинговой стратегии и о том, как можно её разработать в условиях дефицита ресурсов. Мы поделились опытом создания маркетингового плана, разработка которого должна статью процедурой согласования интересов собственников и персонала компании. Наконец, мы обсудили практические аспекты реализации стратегии на основе методики Balanced Scorecard (Системы Сбалансированных Показателей) и процедуру планирования маркетинговых показателей.
Успешной реализации стратегии должны способствовать адекватная организационная структура, эффективная система управления финансами, отлаженные внутренние коммуникации, система материального стимулирования и нематериальной мотивации, информационное обеспечение, ядром которого является корпоративная информационная система. Перечисленные вопросы также были рассмотрены в статьях раздела.
В производственных и торговых компаниях для организации эффективного бизнеса должны быть проработаны вопросы управления ассортиментом и товарным запасом. Существенную роль в решении этих вопросов играют товарные менеджеры. В статьях раздела «Просто о сложном» вы найдёте наши рекомендации на этот счёт.
В условиях кризиса многие руководители уделяют особое внимание вопросам управления продажами. Мы посвятили этой теме отдельную статью, а также предложили вашему вниманию методику управления «сложными» продажами, успешно применяемую рядом компаний.
В том же разделе опубликованы статьи на темы
- Организации рекламной деятельности, направленной на достижение плановых маркетинговых показателей,
- Составления бизнес-планов,
- Разработки, оптимизации и внедрения бизнес-процессов,
и ряду других.
Надеемся, что вы заинтересовались нашими услугами. В таком случае, приглашаем вас в "Магазин консалтинговых услуг", где вы найдёте полное описание работ, выполняемых нами.