Как усовершенствовать управление организацией. Часть 3
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»
В первой статье этой серии мы выяснили, что совершенствование (разработка) системы управления начинается с определения наиболее общих целей организации. Во второй статье был рассмотрен этап разработки стратегии развития. Теперь мы готовы к следующему этапу
3. Разработка системы показателей
Классик системного менеджмента Питер Друкер утверждал, что управлять можно только тем, что умеешь измерять. Согласимся с классиком и придём к выводу, что система показателей - это самый важный инструмент системы управления.
Действительно, если для какого-либо бизнес-процесса
- определён хотя бы 1 показатель,
- установлены плановые значения показателей,
- налажен расчёт фактических значений показателей,
- анализируется план/факт по показателям,
- на основе план/факта принимаются управленческие решения,
то при условии настойчивости и креативности менеджера бизнес-процесса его управление можно считать организованным. Если же ни один показатель бизнес-процесса не определён, значит, он не управляется.
На нашем сайте можно почитать, как разрабатывается система целей и показателей. В вершине иерархии целей предприятия находятся наиболее общие цели организации (см. первую статью этой серии), под ними - стратегические цели (см. вторую статью этой серии). Поэтому к системе показателей можно приступать только после проработки стратегии.
К сожалению, многие российские управленцы уверены, что пресловутые KPI существуют не для управления, а только для подвешивания «морковки» для сотрудников. "Морковка" эта называется
4. Система материального стимулирования
Я бы не рекомендовал преувеличивать значение системы материального стимулирования в управлении предприятием. Но если система показателей разработана, стимулировать сотрудников на достижение плановых значений показателей вполне логично. На нашем сайте целый раздел статей посвящён этому вопросу.
Поскольку показатели - это измерители достижения целей бизнес-процессов, система показателей должна разрабатываться в тесной связи со следующим этапом совершенствования системы управления.
5. Описание и оптимизация бизнес-процессов
На нашем сайте более 40 статей посвящены вопросам описания и оптимизации бизнес-процессов, поэтому здесь я не буду подробно описывать процедуру выполнения этой работы.
Хочу только обратить внимание на то, что описание и оптимизация бизнес-процессов выполняется после разработки стратегии развития, параллельно с разработкой системы показателей и предшествует разработке организационной структуры. В статьях по ссылкам вы можете узнать, почему эти работы выполняются именно в такой последовательности.
Итак, следующий этап совершенствование (разработка) системы управления - это
6. Разработка организационного дизайна
Но это уже тема следующей статьи.
Примеры результатов разработки систем управления размещены по приведённой ссылке. На нашем сайте также можно ознакомиться с процедурой заказа услуги по совершенствованию управления предприятием, узнать, от чего зависит стоимость этой работы.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой услуги.