Пример PEST (STEP)-анализа, SWOT-анализа предприятия
В примере SWOT-анализа на основе PEST (STEP)-анализа предприятия рассмотрена стратегия развития иностранной розничной сети на территории РФ в период глобального кризиса.
1.2. Пример PEST (STEP) анализа предприятия
1.2.1. Политика
Фактор |
Воздействие на отрасль |
Воздействие на предприятие |
Усиление политического лобби российских розничных сетей |
Появление законов, создающих преференции российским компаниям |
Дополнительные расходы ресурсов |
Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок |
Образование новых лобби в отрасли как контрмера по борьбе с ужесточением влияния на рынок |
Необходимость большего участия в различных лобби и ассоциациях |
Поддержка правительством конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов |
Повышение ценовой конкуренции |
Возможный отток конечных потребителей |
Как показывают маркетинговые исследования политические факторы не благоприятствуют развитию бизнеса иностранных предприятий в России. |
1.2.2. Экономика
Фактор |
Воздействие на отрасль |
Воздействие на предприятие |
|
Уход с рынка мелких розничных продавцов |
Увеличение доли розничных сетей |
Увеличение рынка конечных потребителей, сокращение рынка профессиональных покупателей |
|
Укрепление конкурентов: магазинов шаговой доступности, дискаунтеров, социальных магазинов |
Повышение ценовой конкуренции |
Возможный отток конечных потребителей |
|
Рост инфляции |
Возникновение дополнительного спроса, изменение характера закупок FMCG |
Повышение спроса на товары длительного пользования, закупки товаров длительного хранения «впрок» |
|
Динамика курсов валют |
Усиление позиций российских производителей |
Снижение спроса на импортные товары, повышение - на российские |
|
Повышение стоимости финансовых ресурсов, усиление позиций компаний, обладающих собственными средствами |
Предположительно, вынужденное сокращение товарного запаса, сворачивание программ кредитования, отказ от поставщиков, не предоставляющих отсрочек |
||
В целом, экономический кризис не способствуют реализации стратегии роста, если предприятие не имеет мощной финансовой поддержки и навыков ведения системного бизнеса. |
1.2.3. Социальная сфера
Фактор |
Воздействие на отрасль |
Воздействие на предприятие |
|
Снижение реальных доходов населения |
Падение спроса на элитные товары, повышение спроса на товары эконом-класса |
Несоответствие традиционного ассортимента изменившейся структуре спроса |
|
Снижение реальных доходов среднего класса |
Изменение структуры «моделей покупки» |
Смещение спроса в сторону совершения покупок в магазинах эконом-класса в ущерб вопросам качества, сервиса |
|
В целом состояние социальной сферы не способствует развитию предприятия в своём сегменте. |
1.2.4. Технологические достижения
Фактор |
Воздействие на отрасль |
Воздействие на предприятие |
|
Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли |
Розничные сети, обладающие средствами автоматизации, получают преимущество по издержкам |
Ценовая конкуренция со стороны других розничных сетей |
|
Технологические достижения создают предприятию дополнительную конкуренцию со стороны других розничных сетей. |
Выводы:
Необходим пересмотр стратегии с учётом текущей ситуации и прогнозов экспертов
1.3. Пример анализа пяти сил по Портеру
1.3.1. БАРЬЕРЫ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ (ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ИГРОКОВ)
В настоящий момент эта угроза маловероятна
1.3.2. ОПАСНОСТЬ СО СТОРОНЫ ТОВАРОВ-ЗАМЕНИТЕЛЕЙ
Необходимо учитывать смещение спроса с элитных товаров на их экономичные заменители
1.3.3. ДАВЛЕНИЕ ПОСТАВЩИКОВ
Необходимо учитывать укрепление российских поставщиков, организовать работу продукт-менеджеров
1.3.4. ДАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
С учётом снижения спроса и изменения его структуры, потребители имеют возможность выбора, а значит давления на предприятие. Повышаются требования к стандартам управления продажами
1.3.5. КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ДЕЙСТВУЮЩИМИ В ОТРАСЛИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Необходимо учитывать возрастание конкуренции с магазинами эконом-класса
2. Пример SWOT - анализа предприятия
На основании исходных данных считаем, что текущая стратегия сбыта предприятия - это стратегия роста, основанная на расширении региональных рынков компании с традиционным для розничной сети продуктом.
Факторы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Текущая стратегия |
- |
+/- |
- |
+/- |
- |
+/- |
+/- |
- |
- |
- |
+/- |
Сильные стороны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Налаженный входной контроль, высокое качество Система обучения персонала Отлаженная экономическая модель бизнеса Эффективная организационная структура Широкий ассортимент, включая непродовольственные товары |
0 0
0 0 0
0
|
0 0
0 0 0
0
|
0 0
0 0 0
0
|
+/- +/-
+/- 0 +
+/- |
+/- 0
+/- 0 +
+/- |
0 0
0 0 +
0 |
0 0
0 0 +
0 |
+ 0
0 0 +
- |
+ 0
0 + +
+/- |
0 0
0 0 +
0 |
+ 0
+ 0 +
0 |
Слабые стороны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проблемная дебиторская задолженность Отсутствие бизнес-плана развития Отсутствие практики работы с неликвидами Структура ассортимента не соответствует изменившемуся спросу |
0
0 0
0
0 |
-
0 0
0
0 |
-
0 0
0
0 |
-
- -
-
- |
-
- -
-
- |
-
0 0
-
0 |
-
0 0
-
- |
0
0 0
-
- |
-
0 -
0
- |
-
0 0
0
- |
0
- 0
-
0 |
Итого + |
0 |
1 |
0 |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
1 |
4 |
Итого - |
1 |
2 |
2 |
10 |
9 |
3 |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
Факторы в столбцах таблицы:
1 - Усиление политического лобби российских розничных сетей
2 - Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок
3 - Поддержка правительством конкурентов эконом-класса
4 - Уход с рынка мелких розничных продавцов
5 - Укрепление конкурентов эконом-класса
6 - Рост инфляции
7 - Динамика курсов валют
9 - Снижение реальных доходов населения
10 - Снижение реальных доходов среднего класса
11 - Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли
Таблица стратегических альтернатив
Фактор |
+ |
- |
На достижение каких целей влияет? |
Нужно ли менять стратегию? |
Каким образом (стратегические альтернативы)? |
Усиление политического лобби российских розничных сетей |
0 |
1 |
Сроки открытия новых центров, выполнение планов по реализации и рентабельности |
Нет |
|
Усиление попыток со стороны правительства регулировать рынок |
1 |
2 |
Сроки открытия новых центров, выполнение планов по реализации и рентабельности |
Нет |
|
Поддержка правительством конкурентов эконом-класса
|
0 |
2 |
Сроки открытия новых центров, выполнение планов по реализации и рентабельности |
Нет |
|
Уход с рынка мелких розничных продавцов |
6 |
10 |
Увеличение реализации профессиональным покупателям |
Да
|
Переориентация на несетевые магазины эконом-класса |
Укрепление конкурентов эконом-класса |
4 |
9 |
Выполнение планов по реализации и рентабельности |
Нет
|
|
Рост инфляции |
2 |
3 |
Выполнение планов по реализации и рентабельности |
Нет |
|
Динамика курсов валют
|
2 |
4 |
Выполнение планов по реализации и рентабельности |
Да |
Увеличение в товарообороте доли товаров российского производства |
Дефицит оборотных средств |
2 |
4 |
Сроки открытия новых центров, выполнение планов по реализации |
Да |
Замораживание программы открытия новых центров |
Снижение реальных доходов населения |
4 |
5 |
Выполнение планов по реализации и рентабельности |
Да |
Реструктуризация ассортимента, акции стимулирования больших закупок |
Снижение реальных доходов среднего класса |
1 |
3 |
Выполнение планов по реализации |
Нет |
|
Широкое распространение средств автоматизации розничной торговли |
4 |
3 |
Выполнение планов по рентабельности |
Нет |
|
Выводы:
С учётом сложившейся ситуации предлагается, по крайней мере на ближайший год, откорректировать стратегию предприятия следующим образом:
1. Заморозить программу открытия новых центров
2. Предпринять меры по привлечению в качестве профессиональных покупателей несетевых магазинов эконом-класса.
3. Реструктурировать ассортимент:
- Увеличить долю товаров российских производителей,
- Расширить ассортимент товаров длительного пользования,
- Исключить элитные товары.
4. Проводить акции по стимулированию закупок товаров длительного пользования и закупок товаров длительного хранения.
На нашем сайте вы можете ознакомиться с примерами проведённых нами SWOT-анализов, а также с процедурой заказа и разработки SWOT-анализа. Читайте о возможностях оптимизации расходов на эту услугу в разделе "Стоимость проведения SWOT-анализа предприятия".
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение с учётом специфики вашей задачи.