Ошибки построения организационной структуры предприятия

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Ошибки построения организационной структуры предприятия

Как показывает статистика Яндекса, «организационная структура» является самым популярным инструментом управления. Тем важнее избежать ошибок построения организационной структуры предприятия, речь о которых пойдёт в этой статье. И первая из них

1. Построение организационной структуры до описания бизнес-процессов предприятия

Если вы разделяете процессный подход к управлению предприятием, должны согласиться с тем, что организационная структура проектируется с целью наиболее эффективного выполнения бизнес-процессов. Организационная структура должна обслуживать бизнес-процессы, а значит, строиться на основе их описаний.

К сожалению, процессный подход не очень популярен среди российских руководителей, и возможности совершенствования системы управления предприятием большинство видит в построении оптимальной организационной структуры и написании пресловутых должностных инструкций.

Мне всегда бывает любопытно: а как же можно построить эффективную организационную структуру предприятия (то есть как сотрудники группируются и как устанавливаются отношения подчинённости), не разобравшись с тем, что сотрудники делают и как взаимодействуют (бизнес-процессы)? На основе какой информации в этом случае рисуются «квадратики со стрелочками»? Когда к нам обращаются за услугой построения организационной структуры без описания бизнес-процессов, я чувствую гордость: заказчик считает, что консультант обладает каким-то сакральным знанием, которое позволят придумать форму, не разобравшись с содержанием.

Кстати, то же самое можно сказать о разработке должностных инструкций. Попытки написать эти документы до описания бизнес-процессов и построения системы показателей заканчиваются скачиванием из интернета монструозных документов, которые никто ни то что не выполняет, но даже не читает. И наоборот, после описания бизнес-процессов и разработки системы показателей, должностные инструкции формируются простым копированием функций и показателей из разработанных документов. А если вы описывали бизнес-процессы и показатели в специализированном программном обеспечении, например, «Бизнес-Студио», то должностные инструкции, положения о подразделениях, регламенты бизнес-процессов вообще генерируются в виде отчётов без участия человека.

Итак, хотите построить эффективную организационную структуру, начинайте с описания бизнес-процессов.

2. Приверженность линейно-функциональной организационной структуре

Удивительно, но даже предприятия с проектным характером деятельности, иногда пытаются построить своё управление на основе линейно-функциональной структуры. Хотя уж в этом случае явно напрашивается матричная структура управления. Напрашивается после того, как описаны бизнес-процессы проектного управления. Тогда становится понятно, что у проекта должен быть менеджер, который является на период проекта руководителем проектной группы, составленной из сотрудников линейных подразделений. Так и появляется матрица управления, по одной координате которой - линейное управление, по другой - матричное.

При построении матричной организационной структуры самое важное - описание горизонтальных, функциональных связей. Но это настолько важный вопрос, что ему посвящена отдельная статья по указанной выше ссылке.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте можно посмотреть примеры результата разработки организационных структур, статью Как заказать работы по совершенствованию организационного дизайна. Как сэкономить при заказе этой услуги можно почитать в статье "Сколько стоит организационный дизайн" или посмотреть на видео "Стоимость построения организационной структуры" на наших каналах Youtube  или Rutube.
 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на эту услугу.