Ошибки построения организационной структуры предприятия

Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Ошибки построения организационной структуры предприятия

Как показывает статистика Яндекса, «организационная структура» является самым популярным инструментом управления. Тем важнее избежать ошибок построения организационной структуры предприятия, речь о которых пойдёт в этой статье. И первая из них

1. Построение организационной структуры до описания бизнес-процессов предприятия

Если вы разделяете процессный подход к управлению предприятием, должны согласиться с тем, что организационная структура проектируется с целью наиболее эффективного выполнения бизнес-процессов. Организационная структура должна обслуживать бизнес-процессы, а значит, строиться на основе их описаний.

К сожалению, процессный подход не очень популярен среди российских руководителей, и возможности совершенствования системы управления предприятием большинство видит в построении оптимальной организационной структуры и написании пресловутых должностных инструкций.

Мне всегда бывает любопытно: а как же можно построить эффективную организационную структуру предприятия (то есть как сотрудники группируются и как устанавливаются отношения подчинённости), не разобравшись с тем, что сотрудники делают и как взаимодействуют (бизнес-процессы)? На основе какой информации в этом случае рисуются «квадратики со стрелочками»? Когда к нам обращаются за услугой построения организационной структуры без описания бизнес-процессов, я чувствую гордость: заказчик считает, что консультант обладает каким-то сакральным знанием, которое позволят придумать форму, не разобравшись с содержанием.

Кстати, то же самое можно сказать о разработке должностных инструкций. Попытки написать эти документы до описания бизнес-процессов и построения системы показателей заканчиваются скачиванием из интернета монструозных документов, которые никто ни то что не выполняет, но даже не читает. И наоборот, после описания бизнес-процессов и разработки системы показателей, должностные инструкции формируются простым копированием функций и показателей из разработанных документов. А если вы описывали бизнес-процессы и показатели в специализированном программном обеспечении, например, «Бизнес-Студио», то должностные инструкции, положения о подразделениях, регламенты бизнес-процессов вообще генерируются в виде отчётов без участия человека.

Итак, хотите построить эффективную организационную структуру, начинайте с описания бизнес-процессов.

2. Приверженность линейно-функциональной организационной структуре

Удивительно, но даже предприятия с проектным характером деятельности, иногда пытаются построить своё управление на основе линейно-функциональной структуры. Хотя уж в этом случае явно напрашивается матричная структура управления. Напрашивается после того, как описаны бизнес-процессы проектного управления. Тогда становится понятно, что у проекта должен быть менеджер, который является на период проекта руководителем проектной группы, составленной из сотрудников линейных подразделений. Так и появляется матрица управления, по одной координате которой - линейное управление, по другой - матричное.

При построении матричной организационной структуры самое важное - описание горизонтальных, функциональных связей. Но это настолько важный вопрос, что ему стоит посвятить отдельную статью.

Можно ознакомитьсяНа нашем сайте размещены примеры результата разработки организационного дизайна, а также процедура заказа работ по совершенствованию организационной структуры. Вы можете узнать, как сэкономить при заказе этой услуги в разделе "Стоимость построения организационной структуры"

 Важно!Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.