План реализации стратегии развития утверждён Минэкономразвития
18 ноября 2011 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Министерства экономического развития РФ от N 683 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации плана стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет". В Приложении к Приказу содержатся «Методические рекомендации по разработке и реализации плана стратегии развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет».
Хотя Приказ носит рекомендательный характер и не содержит сроков выполнения, некоторые ФГУПы, а также предприятия других форм государственной собственности, приступили к переработке стратегии развития и планов по её реализации в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития.
Трудоёмкость этой работы зависит от того, должна ли будущая стратегия развития стать планом для реализации или просто требуется документ для отчёта перед кураторами. В первом случае нужно провести глубокий анализ рынка и предприятия, что, безусловно, увеличит трудоёмкость.
Трудоёмкость также зависит от наличия исходной информации. Для определения готовности исходной информации нужно провести аудит имеющихся данных. Проанализировав рекомендации Минэкономразвития, мы составили
в привязке к утверждённой структуре стратегии развития перечень исходных данных и
результатов, требуемых в соответствии с Приказом.
Если вы обратитесь к нам по вопросу разработки стратегии развития в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития, мы попросим вас ответить "Есть" или "Нет" по каждому пункту списка. С учётом ваших ответов и требований к результату, оптимизация расходов на разработку стратегии развития может достигать до 70% от максимальной стоимости работы.
1. Анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков
- Результаты ФХД минимум за 3 прошлых года
- Показатели продаж за прошлые несколько лет в существенных для стратегии разрезах - по продуктам, территориям, типам клиентов
- Общее описание деятельности предприятия, описание финансовых потоков, производства и организации сбыта продукции, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, описание текущей стратегии развития при ее наличии
- Анализ сильных и слабых сторон компании
- Анализ состояния и динамики отрасли, возможностей и угроз рынка, потребителей, конкурентов, прочих сил влияния - товаров-заместителей, поставщиков, органов государственного регулирования, СМИ, общественных организаций
-
Данные за 3 года по предприятию и не
менее, чем по 3-м конкурентам, в том числе, международным:
- рентабельность по чистой прибыли;
- рентабельность капитала;
- структура капитала (доля заемного капитала в общей величине активов);
- структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
- структура издержек (отдельно необходимо проанализировать отношение средней заработной платы в данной отрасли или на данном рынке, а также к средней заработной плате у отечественных и зарубежных конкурентов);
- портфель производимой продукции/услуг (в том числе анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);
- доля предприятия на основных рынках сбыта;
- география сбыта;
- структура поставщиков;
- производительность труда;
- степень износа основных фондов;
- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки.
- Отраслевая стратегия развития, утвержденная соответствующим федеральным органом исполнительной власти или Правительством Российской Федерации, и иных документов, определяющих развитие соответствующей отрасли (указы Президента Российской Федерации, государственные программы, федеральные целевые программы, стратегии развития смежных отраслей и т.д.)
- Анализ рисков
- Выводы
2. Определение цели развития предприятия с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков
- Утверждённые цели предприятия (конкретные, измеримые, по периодам планирования) на интервал планирования, включая планы по доходной части (реализация, валовая прибыль, чистая прибыль), включая цели в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности
3. Показатели достижения целей развития предприятия с указанием планируемых сроков их достижения
-
Система
показателей развития с плановыми значениями по периодам и ответственными,
включая такие показатели как
- доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;
- расширение географии сбыта продукции;
- показатели, характеризующие модернизацию и инновационное развитие;
- доля НИОКР за счет внебюджетных средств в выручке компании;
- себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
- производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
- экспорт продукции/услуг в процентах к выручке компании;
- показатели, характеризующие финансовую эффективность и устойчивость:
- рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
- показатели, характеризующие долговую нагрузку (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);
- ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
- объем инвестиций в основной капитал;
- показатели, характеризующие энергоэффективность и энергосбережение.
4. Мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей стратегии развития в планируемые сроки
- Укрупнённый план мероприятий
5. Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития
- Баланс на дату начала планирования с расшифровками статей
- Подробное описание ресурсов: штатное расписание с зарплатами, основные средства с остаточной стоимостью и схемой амортизации, ценные бумаги с условиями погашения, кредиты с условиями погашения
- Выводы
6. План мероприятий по реализации стратегии развития
- Подробный план мероприятий с целями, датами, планируемыми результатами, ответственными, требуемыми ресурсами с разбивкой на
6.1. Производственные мероприятия.
- Результат независимой оценки технологического уровня предприятия
- Результат энергетического обследования
- Результат экологического обследования
6.2. Инвестиционные и финансовые мероприятия.
- Планы по приобретению и продаже крупных активов, акций (долей) в других организациях, а также мероприятия по созданию (учреждению) организаций
6.3. Инновационные мероприятия.
- Программа инновационного развития предприятия
6.4. Управленческие мероприятия.
- Система мотивации на достижение установленных стратегических целей
- Документ, устанавливающий перечень ключевых показателей эффективности (КПЭ) и их целевые значения (в том числе КПЭ, отражающие реализацию программ инновационного развития)
- Положение о вознаграждениях руководства
- Программа внедрения современных
информационных технологий и систем, позволяющих осуществлять, в том числе:
- учет имущества предприятия;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- управление внутрикорпоративными инновационными процессами;
- ведение консолидированной финансовой отчетности, в том числе по МСФО;
6.5. Кадровые мероприятия:
- Программа по обучению и развитию персонала (в том числе по работе с вышеуказанными информационными системами)
- План мероприятий по обмену опытом с ведущими компаниями отрасли, передовыми научно-техническими центрами
6.6. Мероприятия по разработке и корректировке внутренних документов предприятия, а также сопутствующих инструментов.
- Инвестиционно-финансовая
политика предприятия, устанавливающая, в том числе:
- четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя норма доходности (IRR));
- требования по максимально допустимому уровню долговой нагрузки;
- требования по уровню ликвидности;
- требования по коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.
- Финансово-экономическая модель предприятия
- Программа НИОКР
- План формирования научно-технических фондов
- Положение
о каждом научно-техническом фонде, устанавливающее:
- принципы наполнения фонда средствами;
- принципы отбора проектов для финансирования за счет средств фонда;
- принципы расходования средств фонда.
- Расчёт объемов и сроков необходимого финансирования всех программ
- Определение источников финансирования
- Согласование плана мероприятий с графиком финансирования
7. Мониторинг и контроль реализации стратегии развития.
- Описание бизнес-процесса мониторинга и контроля реализации стратегии
Компания "Питер-Консалт" оказывает услуги по разработке стратегии развития предприятия в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития РФ. На сайте размещены несколько примеров разработанных нами стратегий и отзывы наших заказчиков. "Как заказать построение стратегии?" можно узнать по этой ссылке.
Свяжитесь с нами по каналам связи, указанным на сайте, и мы обсудим возможности оптимизации расходов на эту работу в зависимости от ваших требований и наличия информации.