12 советов заказчикам оптимизации бизнес-процессов. Часть 3
Автор: Кручинецкий С.М., руководитель компании Питер-Консалт, ksm@piter-consult.ru.Услуга оптимизации бизнес-процессов стала очень востребованной в последнее время. Вот только заказчики этой услуги иногда допускают ошибки, от которых хочу их предостеречь в третьей части новой серии статей.
9. Как связаны оптимизация бизнес-процессов и управленческий учёт?
Развёрнутый ответ на этот вопрос в статье по предыдущей ссылке. Действительно, если вы приняли совет №8, для расчёта фактических значений показателей понадобится организовать управленческий учёт. Только понимать этот термин нужно гораздо шире, чем его понимает большинство руководителей российских предприятий малого и среднего бизнеса. Если захотите узнать, что такое полноценный управленческий учёт, кликните предыдущую ссылку.
Тут мы опять возвращается к вопросу использования управленческого программного обеспечения. При обсуждении комплекса работ по оптимизации бизнес-процессов нужно не только подумать о ПО проектирования (совет №4) и управления (совет №5) бизнес-процессами, но и о модернизации учётной управленческой системы, которая должна позволять собирать исходные данные, рассчитывать фактические значения показателей и представлять план-факт по показателям в удобном для анализа виде.
10. Не забудьте про обучение сотрудников
Вы не получите ожидаемого эффекта от оптимизации бизнес-процессов, если решите сэкономить на обучении персонала. Как правило, начинать обучение приходится с методических основ управления бизнес-процессами на основе показателей. Вторую часть обучения - тренинг для получения практических навыков, полезно проводить на уже внедрённом программном обеспечении по управлению бизнес-процессами и сбору учётной информации.
11. Не забудьте про мотивацию сотрудников
Управление по показателям иногда подкрепляют системой стимулирования. Только не нужно считать, что "морковка" материального стимулирования - это главный и единственный инструмент управления персоналом. Подробнее об этой ошибке написано в статье по ссылке. Организация мотивации труда - это вопрос комплексный и не такой простой.
Особенно хотел бы обратить внимание на меры нематериальной мотивации. Период проведения изменений системы управления, к которым относится оптимизация бизнес-процессов, это непростое время для персонала предприятия. Сотрудникам бывает сложно привыкнуть к новым правилам, интенсифицирующим их работу. По компании ползут слухи о сокращении персонала в связи с планируемой автоматизацией. А тут ещё обещают изменения в системе оплаты, к которым люди относятся наиболее настороженно.
Самое время поддержать коллектив мерами нематериальной мотивации. Если вы прочитали статью по ссылке, то уже знаете, что проведённая умело, "совдеповская" процедура формирования индивидуальных планов развития, может превратиться в действенный инструмент улучшения психологического климата в коллективе.
12. Не ждите чуда, участвуйте в его создании
Это, пожалуй, главный совет заказчикам услуги по оптимизации бизнес-процессов. Очень часто руководители предприятий рассчитывают на внешнего консультанта, как на фокусника, который наплодит кучу файлов, взмахнёт волшебной палочкой, и работа предприятия преобразиться до неузнаваемости.
Проведение любых изменений - это большой труд команды, в которой, кроме, консультанта, должны участвовать все участники бизнес-процессов и, безусловно, в первую очередь первое лицо предприятия и всё руководство. Если руководитель предприятия не готов на этот труд, лучше не начинать преобразования, не тратить деньги зря.
Если коллектив, включая руководства, к такому труду готов, вы сможете преодолеть все трудности реализации консалтингового проекта.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе "Стоимость описания бизнес-процессов" мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.